Автосалон-невидимка proafery.ru

Автосалон-невидимка

19.11.2017 17:17 184 0 Криминал

Недавно мы рассказывали, с какими сложностями могут столкнуться продавцы и покупатели авто в интернете и на рынке. Осторожные автовладельцы предпочитают пользоваться услугами автосалонов, продающих новые и комиссионные авто. Однако и здесь не исключен риск нарваться на недобросовестный сервис. Вот несколько схем, с которыми в последние месяцы столкнулись правоохранительные органы в Москве.

Салон почти не виден

Комиссионный автосалон-однодневка работает, конечно, не один день – полгода-год. Сначала он набирает клиентуру и положительные отзывы в сети, работает аккуратно и честно. Когда площадка или зал заполняется подержанными автомобилями, сданными на комиссию, мошенники принимают решение сворачивать бизнес. Автомобили ускоренными темпами продаются, зачастую продавцы жертвуют своей комиссией и отдают машину по цене, назначенной владельцем. Комитентов о факте продажи не извещают, а если же они приходят поинтересоваться судьбой своего железного коня и видят его отсутствие, то им начинают заливать уши рассказами о срочном техобслуживании, тест-драйве или придумывают ещё какую-то правдоподобную причину. Нередко салон также собирает с потенциальных покупателей деньги за несуществующие авто, которые вот-вот пригонят на площадку.

Продажа автомобилей с пробегом.gif

Собрав таким образом несколько десятков миллионов рублей, учредители бизнеса успешно растворяются на просторах России или вовсе отбывают за границу. Часто ООО оказывается зарегистрированным на фиктивного владельца – бомжа или человека, потерявшего паспорт.

Особый криминальный шик – это когда жульническая комиссионка «схлопывается» вместе с деньгами и машинами клиентов, а на её месте появляется новое торговое предприятие аналогичного профиля с теми же стульями, столами, а иногда и сотрудниками. Скажем прямо, чтобы продолжить работу на таком месте, менеджеру нужны железные нервы, да и не только нервы. Некоторые автовладельцы привыкли решать финансовые вопросы не в суде, а прямо на месте, с помощью монтировок, бейсбольных бит и прочего травматического инвентаря. Бывает, особенно на крупных авторынках, что новые арендаторы или владельцы салонов поначалу не знают, какую подозрительную торговую точку они заняли.

Для того чтобы привлечь клиента в липовый салон, мошенники обещают невыполнимое – например, продать машину за один – два дня, причём по цене явно выше рыночной. Покупателей, наоборот, заманивают нереально низкими ценами. Если в рекламе присутствуют подобные предложения, от услуг торговцев автомобилями лучше отказаться.

Подмена договора

Частенько салоны грешат махинациями с документами, которые подписывают с продавцами и покупателями подержанных авто. Например, на одной из страниц договора купли-продажи может оказаться незаметный пункт о том, что из цены автомобиля салон вычитает кругленькую сумму за предпродажную подготовку, чистку салона, замену масла и т.д. В результате на руки клиент получает намного меньше, чем рассчитывает.

Вопиющий случай произошёл с Петром Дмитриевым, продававшим подержанную Ауди A6. После выхода объявления на Авито с автовладельцем связался менеджер салона и уговорил выставить машину на их площадке. Мужчина приехал сдавать машину вечером после работы, процесс подписания договора затянулся и он подписал многостраничный договор, практически не читая. В результате оказалось, что за проданную машину ему причитается не 500 тысяч рублей, а всего лишь 350! И юридически предъявлять претензии можно лишь к собственной усталости и невнимательности.

Нередки злоупотребления при аукционной продаже авто, когда салон получает от продавца право торговаться  с покупателями. Он продаёт машину задорого, а рассчитывается с продавцом по минимуму, присваивая значительную разницу. Факт обмана налицо, но комиссионка всегда стремится представить это как коммерческую смекалку – вы же сами указали минимальную цену.

Не стоит оформлять договор купли-продажи по заниженной цене с целью сэкономить на налогах. В итоге продавец рискует получить в кассе салона или на банковский счёт лишь ту сумму, что была прописана в договоре. И законным способом с магазина вы ничего не взыщете – что написано пером – не вырубишь топором. Хотя топором, возможно, справедливости добиться и удастся. 


Мёртвые души. Вернее машины

Схема практикуется с иногородними клиентами, подавшими заявку на конкретную модель авто. Через несколько дней ожидания клиенту звонят (или связываются по электронной почте) и сообщают, что на горизонте появилась нужная машина. Чтобы она досталась только ему, нужно перечислить на счёт салона задаток. Обрадованный покупатель выполняет требования продавца и перечисляет деньги. В назначенный день он прибывает в автосалон и тут его обескураживают: выбранная машина продана по ошибке другому клиенту (снята с продажи ввиду неисправности, прежний хозяин передумал и т.д.). Но вы не волнуйтесь, у нас есть как раз то, что вы хотели. Правда, цена на 100 тысяч выше, зря что ли вы приехали в Москву.

В отдельных случаях недовольных клиентов у салона встречают крепкие молодые люди и доходчиво объясняют, что права лучше не качать, а то можно уехать из Москвы и без машины, и без денег.

Золотой кредит

Плюс покупки авто в салоне  - возможность оформления кредита. Такую услугу предлагают фирмы, торгующие как новыми, так и подержанными автомобилями. Нужно лишь помнить, что кредит на машину б/у получается намного дороже, в районе 24 – 36% годовых. Кроме того, банк может навязать дорогую страховку.

Известны случаи мошенничества с кредитами на авто в салонах-однодневках. Клиент выбрал машину, и ему предложили купить её в кредит на очень выгодных условиях. Составили кредитный договор с банком-партнером, покупатель заранее (это важно) подписал все бумаги. А потом ему неожиданно сообщают, что банк передумал и отказал в выдаче кредита. Если покупатель не проявил настойчивость и жестко не требовал вернуть документы, мошенники давали им ход и на счёт компании банк перечислял  деньги. В банк направлялся ПТС, а авто ещё раз дешево продавалось по дубликату. До момента дефолта мошенники даже гасили за несостоявшегося клиента кредит. Когда же салон исчезал, жертва неожиданно узнавала, что за ней числится солидный долг перед банком, который когда-то отказал в кредите.

Машины с подмоченной репутацией

Самый распространенный способ обмана клиентов, который иногда и криминалом назвать сложно, скорее откровенной коммерческой хитростью, это продажа автомобилей, чьё качество не соответствует заявленному. Иными словами под видом почти новых тачек продается битый и перекрашенный автохлам. Мастера салонов способны превратить старую машину в конфетку, спрятать гниль и вмятины, скрутить спидометр, поставить новую резину, иными способами пустить пыль в глаза потребителю. При этом менеджеры активно сопротивляются предложениям провести независимый тест авто.

машина с подмоченной репутацией.jpg

Иногда битые автомобили можно купить и в фирменных салонах. Обычно повреждения происходят во время транспортировки с завода. Дилер не хочет терять деньги, выполняет ремонт, машина внешне в идеальном состоянии. Но компьютерная диагностика выявляет повреждение стоек, крыши, других кузовных элементов. Это уже не новая машина, механические повреждения всегда чреваты и в плане безопасности, и с точки зрения распространения коррозии в поврежденных элементах и деталях.

Как правило, такие факты вскрывались, если машину через какое-то время решили продать. Новый покупатель проверяет, есть ли крашеные детали, какие аварии произошли на этой машине. Продавец с уверенностью заявляет, что машину приобрёл в салоне, был единственным владельцем по сути и знает, что никаких аварий не было и кузов целый. Но компьютерная диагностика показывает совершенно иную картину. Соответственно при продаже машина заметно падает в цене. 

Отдельная тема – машины с сомнительной историей. Менеджеры и юристы салонов обязаны проверять автомобили на предмет обременений и прочих «скелетов в багажнике», но часто, стремясь к быстрому обогащению, закрывают на это глаза. В результате граждане приобретают иномарки, имевшие проблемы с растаможкой, незаконно отчужденные кредитные и лизинговые авто, машины банкротов, а иногда и вовсе угнанные автомобили с перебитыми номерами.

С подобной ситуацией столкнулась москвичка Евгения Попова, купившая в салоне «Олимп-Авто»  в районе Москва-Сити подержанный Опель. Женщина успешно отъездила  на машине два года, а потом была остановлена на посту ГИБДД: прежний владелец не выплатил за Опель кредит банку и тот наложил на машину арест через суд. Разгневанная автоледи явилась в автосалон, но вместо старой вывески «Олимп-Авто» увидела новую - «Дельта-авто». Причем обстановка ничуть не изменилась, и даже многие сотрудники были те же самые. На требование объясниться менеджеры новой фирмы сделали круглые глаза и сказали, что ничего о прежней компании не знают и с них, бессловесного офисного планктона,  взятки гладки.

Автосалон Опель.jpg

Автосалон-пирамида

Это новый и весьма распространившийся в последние годы вид мошенничества, который до поры до времени мошенничеством считать нельзя, а потом становится уже поздно.

Суть вот в чем. Параллельно с куплей-продажей автосалон приглашает всех желающих инвестировать в свой бизнес свободные денежные средства. Выгод как минимум три:

  1. Возможность купить автомобиль за полцены.

  2. Гарантированный доход в размере 5 – 20% в месяц от вложенных денег.

  3. Реферальное вознаграждение за каждого вновь приведенного инвестора.

Как правило, для вступления в число пайщиков необходимо сделать первоначальный взнос. Его размер бывает разный – и 3000 рублей, и 15000, и 60000. С инвесторами заключаются официальные договоры, их приглашают на красочные презентации, где дарят подарки, вкусно кормят и поят.

На собраниях правдоподобно и не очень рассказывают, куда идут деньги пайщиков. Самая распространенная легенда – покупка недорогих автомобилей типа Renault Logan или Hyundai Solaris  с последующей их сдачей в аренду службам такси. Кстати, салоны действительно занимаются таким бизнесом, вот только 60%, а тем более 240% годовых он приносить никак не может. Такую доходность обеспечивает лишь приток новых пайщиков, который обеспечивается сарафанным радио.

Справедливости ради отметим, что среди финансовых пирамид подобные автомобильные лохотроны отличаются изрядной живучестью, многие держатся на плаву по нескольку лет. Секрет живучести в том, что деньги работают – автомобили действительно покупаются и таксисты на них зарабатывают, отчисляя долю салону, в то время как в большинстве схем Понци никакой реальной инвестиционной деятельности нет – всё идёт на выплаты ранее пришедшим участникам системы.

5ee9691298f782577e28a55ac1308fb3.jpg  

Увы, как веревочке не виться, а конец всегда найдётся. Сейчас в Лефортовском суде Москвы рассматривается уголовное дело  владельца компании «Автотрейд» Ильи Хмаладзе, его супруги Ирины и менеджера компании Елены Буцевой. Компания продавала автомобили и привлекала средства пайщиков на развитие сети автотранспортных услуг. Каждому соинвестору подробно рассказывали, какие машины куплены на его деньги, как они используются и какой приносят доход. Так, пайщик Павел Живов, вложивший в «Автотрейд» 1,7 миллиона рублей, очень радовался, что стал «совладельцем» сразу трёх автомашин: Peugeot 408, Hyundai Solaris и Lexus RX330. Больше года Павел получал стабильный доход от своего вложения, а также вознаграждение за вновь приведенных инвесторов. Но однажды денежный ручеек кончился, фирма перестала отвечать на звонки, а автомобили оказались фикцией.

Почти полтора года обманутые пайщики пытались добиться возбуждения уголовного дела против Хмаладзе, который, кстати, ранее уже мотал срок за мошенничество со вкладами граждан. За свою первую инвестиционную компанию Илья получил в своё время пять лет и через 2,5 года вышел условно-досрочно. Сегодня ему с подельниками светит уже до 10 лет тюремного заключения. По 13 расследованным эпизодам совокупная сумма ущерба превысила 30 миллионов рублей.

 Если сравнивать риски при покупке подержанного авто в автосалоне и у частного лица, то салон, безусловно, надёжнее. Чтобы избежать развода, стоит почитать отзывы о фирме в интернете и проверить предприятие в общедоступной базе юридических лиц. Обратите внимание на возраст компании, размер уставного капитала, а также на коды разрешенной экономической деятельности. Если ООО или ИП не имеет права заниматься продажей автомобилей, то связываться с ней и доверять деньги или авто однозначно не стоит.

,

Обсуждение
Анна Иванова
Гость

Ваш комментарий

Защита от автоматических сообщений