Полёт на дно proafery.ru

Полёт на дно

30.10.2017 15:30 149 0 Криминал
«Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь», – учил Остап Бендер беспутного Шуру Балаганова. Возможно, именно на это наблюдение великого комбинатора и надеялся владелец компании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев, заключая всё новые кредитные и лизинговые договора и собирая платежи пассажиров регулярных рейсов и депозиты туристических операторов, которые заказывали у «ВИМ-Авиа» чартерные перевозки по самым жарким курортным направлениям.

 Между тем уже к началу 2016 года финансовое положение «ВИМ-Авиа» стало вызывать у экспертов серьёзные вопросы. Росли долги компании за авиационное топливо, запчасти, бортовое питание. Авиаперевозчик пока ещё аккуратно перечислял деньги лишь по банковским кредитам и лизинговым платежам, понимая, что просрочки здесь приведут к очень быстрому и болезненному краху.   

Мы не опаздываем. Мы задерживаемся

Косвенным показателем нездоровья авиакомпании стали постоянные задержки чартерных и регулярных рейсов, ставшие среди пассажиров притчей во языцех. Многие туристы предпочитали отказываться от туров, узнав, что их повезёт в тёплые края такой ненадёжный перевозчик. Авиационные власти несколько раз выносили компании предупреждение и даже летом 2016 года пригрозили отобрать или ограничить летный сертификат. Но тогда Рашиду и Светлане Мурсекаевым здорово помог неудачный государственный переворот в Турции. На него удалось списать вынужденные задержки рейсов и недовольство пассажиров. Сертификат у компании не отобрали.

Хитрый Рашид Мурсекаев.jpg   

Предчувствие их не обмануло

Владельцы и топ-менеджеры компании, вне всякого сомнения, хорошо осознавали тяжесть проблем. Но специфика работы авиаперевозчика до поры до времени внушала надежду. Ведь финансовые потоки состоят из денег, которые вносят пассажиры и туристические компании, выкупающие билеты и чартеры, с одной стороны, и затраты на организации рейсов, авиационный керосин, аэропортовое обслуживание, лизинговые платежи, заработную плату – с другой. Деньги за перевозки поступают авансом, часто за много месяцев до даты предполагаемого полета. Эти авансы неизбежно вызывают дурман сродни наркотическому опьянению – кажется, что денег много и они никогда не закончатся. Увы, как веревочке ни виться, а нерентабельный бизнес, в конце концов, заканчивается с плачевными последствиями. Наступили они и для четы Мурсекаевых, а также для топ-менеджеров компании, которые трудились в ней по найму.   

Запасная полоса…

 Так или иначе, запасной аэродром Рашид и Светлана готовили уже давно. Схема была до примитивности простой. С иностранными контрагентами составлялся рамочный договор, например, по оплате услуг за продажу билетов, без указания окончательной суммы. И по этому договору фирма-партнер регулярно получала суммы, явно превышающие комиссию за несколько лет работы. Но ни у кого эти переводы интереса не вызывали. Окончательная сумма слива активов учёту не поддаётся, надо полагать, собственники авиаперевозчика постарались подготовить себе надёжное убежище, недоступное ни правоохранительным органам, ни разъяренным пассажирам.

И пыль в глаза

 С банкирами, инвесторами и налоговоиками велась работа иного рода. Им нужно было продемонстрировать стабильность и доброкачественный бухгалтерский баланс. Владельцы компании, её генеральный директор и главный бухгалтер дали сотрудникам бухгалтерии прямое указание исказить отчетность и отразить выручку за билеты на ещё не выполненные рейсы как выручку от реализации уже оказанных услуг. Волшебный наркотик под названием «авансы полученные» использовали для затуманивания мозгов проверяющим и кредиторам. И ведь почти до самого конца перевозчику удавалось сохранять хорошую мину при плохой игре.  

Последняя осень

 Гроза разразилась вновь в разгар высокого сезона 2017 года. Это очень характерно для туристического бизнеса – ведь обычно все денежные потоки по летним месяцам в авиакомпании проходят ещё весной, а в июле перевозчик получает авансы за сентябрь-октябрь – время спада пассажиропотока. Нет ничего удивительного в том, что в середине лета у «ВИМ-Авиа» вновь не стало денег на операционные расходы, прежде всего, на оплату керосина. Начались лавинообразные задержки рейсов. В июле с опозданием вылетели 13% рейсов, в августе 18%, в сентябре уже 40%. Однако самолеты всё-таки летали и количество взлетов равнялось количеству посадок.

 Крах окончательный наступил 27 сентября, когда руководитель Росавиации Александр Нерадько во всеуслышание заявил, что Рашид Мурсекаев не явился заседание, назначенное для обсуждения ситуации в компании. Накануне владелец перевозчика заявил на собрании кредиторов, что ему надоело заниматься авиационным бизнесом, и он готов продать компанию за 1 рубль. После этого его никто не видел. По сведениям из компетентных источников, чета Мурсекаевых улетела из аэропорта Внуково в Стамбул.

ВимАвиа Мурсекаев.jpg
 
Ситуация вызвала широкий общественный резонанс и резкую реакцию президента России. В сложном положении оказались около 40 тысяч россиян, в основном туристов. Хуже всех пришлось тем, кто находился за границей с билетами на чартеры «ВИМ-Авиа». Привычка наших сограждан тратить на отдыхе все до копеечки хорошо известна. Сроки оплаченного проживания в отелях подходят к концу, а лететь на Родину не на чем.   

Срочная эвакуация

  Российское правительство, перевозчики, союз туроператоров с честью вышли из драматической ситуации, сумев в короткие сроки вывезти всех застрявших за границей россиян. К сожалению, тем, у кого на руках остались билеты на чартеры и регулярные рейсы, надеяться практически не на что. Последний (не крайний) чартерный рейс авиаперевозчика был выполнен 4 октября из Антальи в Воронеж. После этого было ещё несколько рейсов на внутренних линиях, которые прекратились в середине месяца. Сейчас руководству компании осталось только планировать маршруты в зал суда.

Подводим итоги

 Рашид и Светлана Мурсекаевы находятся неизвестно где. Им пока заочно предъявлено обвинение в преднамеренном банкротстве и мошенничестве на 1 (один) миллион рублей. Так квалифицирована заведомая афера с продажей билетов на рейсы, которые никогда не осуществятся. Все остальные вероятные преступления комбинаторов поневоле расследуют сыщики и следователи в Москве, Нижнем Новгороде и Татарстане, где была зарегистрирована компания.



Стрелочниками пока остаются генеральный директор компании Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. Они отправлены под домашний арест. Следствие даже не настаивало на их заключение под стражу – всем было понятно, что реальным выводом активов в компании занимались Мурсекаевы, а наёмные работники – лишь пешки, у которых нет никаких накоплений за рубежом.

Александр Кочнев отправлен под домашний арест.jpg

Сумма претензий банков, лизингодателей, поставщиков топлива, туристических компаний приближается к 4,7 миллиардов рублей. Живых денег у ВИМ-Авиа, естественно нет, весь авиапарк представлен перезаложенной техникой примерно на 2,2 миллиарда рублей. Правда, в балансе фигурирует почти 3,8 миллиарда кредиторской задолженности. Наверняка немалую долю в этой сумме занимают долги фирм-прокладок, на счета которых последние два года исправно выводились активы.

Обсуждение
Анна Иванова
Гость

Ваш комментарий

Защита от автоматических сообщений