Фудзимура Синъити proafery.ru

Фудзимура Синъити

1950 498 0

Когда стремление к славе и любовь к археологии соединяются в одном человеке, грандиозная мистификация неизбежна. И Синъити Фудзимура, сместивший временные рамки японского палеолита на несколько тысячелетий назад с помощью совершенно невероятных археологических находок, не устоял перед искушением.

Он долгое время был авторитетом в области археологии, на основании его открытий писали учебники и защищали диссертации. Увы, большинство находок оказались ложью, причём продуманной и оригинально срежиссированной: все открытия великого мистификатора совершались при свидетелях. Зачем было создавать себе столько проблем, имея несколько вполне реальных достижений? Даже сам Фудзимура не знает ответа на этот вопрос…

Начало

Синъити Фудзимура (английская транслитерация Shinichi Fujimura) родился в период активного влияния американцев на японскую культуру: 4 мая 1950 года. По сравнению с теми, кто родился в суровое военное десятилетие, дети начала пятидесятых годов получали огромное преимущество: их лучше кормили, их образование было более разносторонним, и вместе с тем они впитывали не только традиции и культуру родины, но и пренебрежение, силу и властность, которые демонстрировали американские солдаты и офицеры.

Ещё в школе юный Синъити нашёл во дворе дома обломки керамики – и с трепетом их изучал, словно предчувствуя грядущую славу.

Умный, целеустремленный и старательный Фудзимура окончил школу, а затем – университет, и начал работу в сфере электроники, поступив на завод. Карьера постепенно выстраивалась, коллеги были дружелюбны, а ещё у Синъити появилось хобби: он страстно увлекся археологией.

Первые находки

Увлечению Фудзимура посвящал все свободное время, изучая историю японской культуры и все больше проникаясь любовью к археологии и поиску древностей. В 1972 году двадцатидвухлетний Синъити решает посвятить жизнь науке и начинает работу с самостоятельных поисков.

Северная часть префектуры Мияги неожиданно оказалась удачным выбором для начинающего исследователя, и вскоре все научное сообщество Японии узнало о молодом и очень везучем археологе. Невероятно, но результатами его работы стали ценнейшие артефакты, относящиеся к позднему палеолиту. Неудивительно, что к 1975 году археологическое сообщество позволило удачливому дилетанту работать вместе с профессионалами. Группа Фудзимуры открыла собственную некоммерческую организацию (НКО), от имени которой велись раскопки.

Артефакты найденные Синъити Фудзимурой.jpg

Дополнительным, хотя и не особенно ожидаемым бонусом стала престижная премия Аизавы, которую Фудзимура получил за самые впечатляющие находки эпохи палеолита, сделанные любителем.

Слава и признание

Престижная премия и ряд удивительных находок обеспечили Фудзимуре уважение, однако не сделали его авторитет непререкаемым. Шесть лет Синъити трудился, совершая небольшие открытия, и везение вновь настигло его в 1981 году. Во время экспедиции удачливый японец обнаружил фрагменты старинной керамики, возраст которых превышал 40 тысяч лет – более древней керамики в Японии еще не находили. Весть о находке моментально распространилась по всей стране, и Фудзимура проснулся национальным героем.

Именно с 1981 года о Фудзимуре стали отзываться, как о видном ученом. Археологическая карьера наконец пошла в гору, приглашения на раскопки стали приходить намного чаще. За двадцать лет Синъити принял участие более, чем в 180 экспедициях и сделал огромное количество удивительных и невероятных находок. С каждым разом его открытия относились к более ранним эпохам. И каждое совершалось играючи, будто Фудзимура с самого начала точно знал, что и где искать.

Подозрительные древности

Лёгкость, с которой Фудзимура отыскивал артефакты, вызывала подозрения лишь у некоторых его коллег. Для большинства она была следствием везения и интуиции. Мошенника даже прозвали «Рука Бога» за его невероятную удачу – так его именовали многие коллеги, работавшие на раскопках. Действительно, мистификация была продумана до мелочей, и всякий раз древние артефакты, созданные старанием человеческих рук, обнаруживались при свидетелях. Естественно, что человека, сделавшего массу открытий и обладающего безупречной репутацией, никто не проверял.

Слава Синъити Фудзимуры спровоцировала волну интереса к древнейшей истории Японии. Находки мистификатора занимали целый раздел школьного учебника, об очередном удивительном открытии писали в газетах и журналах, не имеющих к археологии прямого отношения. Доисторическая Япония становилась все более древней, волшебной и удивительной, это подогревало национальную гордость, интерес к исторической и исследовательской литературе у молодёжи заметно возрос. Молодые учёные защищали диссертации на находках Фудзимуры, популяризаторы науки писали книги и снимали документальные фильмы, иностранные коллеги всерьёз заинтересовались его находками. Казалось, что слава Синъити будет вечной.

Авторитет и наука несовместимы

Репутация Фудзимуры позволяла ему долгое время избегать проверки находок, однако не все японские археологи верили в божественную удачу. Например, Такиока Тошики поделился своими сомнениями с редакцией ежедневника «Майнити симбун» в середине 2000 года. По мнению ученого, находки удачливого археолога, датированные ранним палеолитом, нужно относить к гораздо более поздним периодам.

Тошики смущал тот факт, что артефакты, которые экспедиции Фудзимура датировали средним и ранним палеолитом, разделяли тысячелетия, но их внешний вид почти не менялся. Неужели, спрашивал учёный-археолог, за столь огромный период времени не было никакого развития?

Редакция ежедневника заинтересовалась этими вопросами всерьёз и начала собственное расследование в попытке раскрыть мистификацию. Журналистам повезло уже 6 сентября 2000 года. Редакция газеты получила первые доказательства подлога: фотографии, на которых знаменитый ученый, «Рука Бога», пытается что-то скрыть в раскопе Сошин Фудодзака. Три фото, не особенно четкие, но явно подтверждающие предположения Тошики. Редакция приняла решение продолжать наблюдение за археологом.


Крушение легенды

Ни о чем не подозревая, археолог-аферист продолжал свою работу за 300 км от столицы, в Ками-Такамори. Под прицелом скрытых камер, установленных журналистами, он повторил привычный и отработанный план: в 6 утра 22 октября видеонаблюдением зафиксировано, как Фудзимура что-то закапывает в раскопе. Информация была «горячей», но редакция ежедневника решила дождаться, когда мистификатор «обнаружит» спрятанные артефакты.

27 октября 2000 года Фудзимура действительно сообщил об обнаружении двух древних стоянок раннего палеолита. Названный им возраст находок превышал 570 тысяч лет. Более ранних поселений не было ни в Японии, ни во всем мире.

Найденные Фудзимурой орудия с явно рукотворными отверстиями и сколами, были, предположительно, инструментами для строительства первобытных жилищ.

Новость взбудоражила мировое научное сообщество, ее обсуждали все крупные издания. Однако слава была недолгой. «Майнити симбун», подведя итоги расследования, опубликовала подробный фоторепортаж уже 5 ноября.

На шести страницах читатели могли в подробностях наблюдать, как гениальный археолог захоронил артефакты за несколько дней до их триумфального обнаружения. Подделаны были 61 из 65 найденных «инструментов». Отпираться было бессмысленно.

Попытка сохранить лицо

Понимая, что многолетняя афера раскрыта, Синъити Фудзимура созывает пресс-конференцию, на которой сознается в многочисленных подлогах. Японец всем своим видом выражал раскаяние: сидел, опустив голову, извинялся, прилюдно каялся, выражая глубокое сожаление.

Покаяние Фудзимуры на пресс-конференции.jpg

На вопрос «зачем?» мистификатор так и не ответил. Более того, он не мог даже самому себе объяснить, зачем понадобилось подделывать археологические открытия человеку, нашедшему самую древнюю керамику в Японии. Единственное объяснение, которое было у Фудзимуры –происки дьявола, заставляющие археолога раз за разом совершать подлоги. Однако злые на язык коллеги считают более важной причиной подлогов премии и гранты, которые получают успешные археологи.

На первой пресс-конференции археолог признал ещё один подлог – во время раскопок на Хоккайдо. Однако фактически на 180 экспедиций с его участием приходится 42 лжеоткрытия.

Сход лавины

Многолетняя мистификация осталась, по сути, безнаказанной, что вызвало негодование в научных кругах и надолго подорвало доверие к японской археологии. Научное сообщество отказалось от любых контактов с Фудзимурой, все его находки были тщательно проверены, однако их список, пусть небольшой, но впечатляющий, все также прославляет имя мистификатора. С поста вице-президента Палеонтологического института Тохоку его уволили сразу, а все находки до прохождения экспертизы были исключены из музейных экспозиций.

С точки зрения прокуратуры в действиях Синъити не было ничего противозаконного – это несмотря на тот факт, что мистификации организовывались с использованием древностей из запасников музея! Тот факт, что часть находок был взята из коллекции самого Фудзимуры, оказался решающим, так что преступником афериста так и не признали. Вместе с тем, научное сообщество было разочарованно обманом, а после конференции, на которой Фудзимура признался в подлоге древнейшего из найденных орудий труда, скандал вышел на новый виток.

Имя мошенника вновь появилось в прессе, однако теперь он именовался не божественной рукой, а мистификатором, отнявшим у Японии миллионы лет истории. Едкие заметки на тему фальсификаций печатались по всему миру. Все работы, выстроенные лишь на находках Фудзимуры, лишились научного обоснования и потеряли свою ценность.

Самого мошенника раскрытие аферы изрядно подкосило: от переживаний Синъити попал в больницу.

Не обошлось и без жертв: с января по март 2001 года журнал «Шукен Боншан» опубликовал серию разгромных статей о найденных группой Фудзимуры инструментах, обнаруженных в районе пещеры Хидзиридаки. Помимо обвинений в адрес Фудзимуры, журнал выразил сомнения и в честности профессора Мицуо Кагавы, работавшего в том же районе. Не выдержав позора публичных обвинений, Кагава покончил с собой, оставив записку, в которой назвал обвинения ложными. Журнал принёс извинения семье лишь в 2004 году.

Современная археология, наученная горьким опытом японцев, перестала доверять авторитетам. Теперь каждая находка проходит радиоуглеродный анализ, который обеспечивает максимально точное определение её возраста. Повторить столь масштабную мистификацию с предметами старины больше не получится. По крайней мере, по сценарию Фудзимуры.

Обсуждение
Гость

Ваш комментарий

Защита от автоматических сообщений