Хебборн Эрик proafery.ru

Хебборн Эрик

1934-1996 1227 0

Подделки, если они выполнены качественно, сами по себе представляют ценность. Произведения искусства подделывали еще в средние века, ярким примером тому может служить Микеланджело. В 20-летнем возрасте он изваял скульптуру "Спящий купидон" и, поскольку в эпоху Возрождения в моду вошла античность, решил "состарить" свое творение, закопав его в кислую почву. Через некоторое время он выкопал скульптуру, продал ее перекупщику, а тот – кардиналу Риарио. Хотя мошенничество раскрылось, купидон произвел такое впечатление на кардинала, что тот пригласил скульптора в Рим. Сейчас индустрия фальсификации тоже процветает. Довольно часто мир потрясают сенсационные новости о проданных за миллионы произведениях искусства, оказавшихся на поверку фальшивыми.

Обычно великими мастерами в сфере подделки становятся художники-неудачники. И Эрик Хебборн – один из ярких представителей этого мира.

Биография Эрика Хебборна вполне респектабельна. Будущий художник появился на свет 20 марта 1934 г. в Лондоне в многодетной семье. Жили бедно. В детстве Эрику частенько доставались тумаки от матери, и поделом. В восьмилетнем возрасте он поджег школу, этот поступок закончился отправкой в детскую колонию. Именно там он проявил свои художественные способности, изучал живопись. Через семь лет он уже демонстрировал свои работы на персональной выставке.

Затем были годы учебы в университете Эссекса, академии искусств, университете. В 1960 г. Хебборну вручили Римскую премию за серию гравюр.

В начале 60-х годов Хебборн был принят на работу в реставрационную мастерскую Джорджа Ачела. Первое время он занимался обновлением старых полотен, затем ему было дозволено брать чистые холсты и писать копии. Работа в мастерской Ачела открыла Эрику многие секреты материалов. Он узнал, какие краски и холсты использовали великие старые художники, изучил их манеру письма и приемы.

Однажды Эрик приобрел в антикварной лавке холст, приписываемый неизвестному голландскому художнику XVII века. Отреставрировав пейзаж, он выдает его за произведение Дэвида Тенирса-младшего. Первая фальсификация была не очень удачной, ведь Эрик использовал в работе современные краски. Для получения желаемого эффекта картину пришлось в течение нескольких часов продержать в духовом шкафу. Но спустя несколько месяцев он продал пейзаж, выручив за него огромные деньги. И сумма была больше, чем Эрик мог заработать в мастерской за несколько лет.

 Римские аферы

Набив руку, художник перебирается в Рим и в 1964 году открывает там мастерскую. Переезд в Италию позволил Эрику завести многочисленные знакомства и дружеские отношения в кругу художников и искусствоведов. Говорят, что именно в Риме он заводит роман с Энтони Блантом, хотя сам Хебборн отрицает наличие интима в их отношениях. Тандем Хебборн-Блант был удивительный. Эрик – известный реставратор, Блант – агент советских спецслужб, входил в знаменитую группу Килби, но к тому же доктор искусствоведения, один из самых авторитетных специалистов по творчеству Пуссена. Эрик искусно создавал подделки, Энтони давал экспертную оценку.

Хебборн продолжает карьеру фальсификатора: покупает в антикварных магазинах старинные холсты и "обрабатывает" их. Вдобавок ему улыбнулась удача: удалось купить краски и пигменты, датируемые XVIII столетием.

Пару рисунков, сделанных "под Гейнсборо", Эрик демонстрирует эксперту из Британского музея. Тот безапелляционно заявил, что не сомневается в авторстве. С вердиктом эксперта Эрик отправляется в знаменитую компанию "Сотбис". На очередном аукционе рисунки купили за 400 фунтов.

Миссис Грэм, 1777, 90х69 см Национальная галерея искусств Вашингтон.jpg 

Вдохновленный успехом Хебборн делает еще один рисунок в той же манере и показывает его известному специалисту по творчеству Гейнсборо Эллису Уотерхаусу. Тот дает Эрику письменное заключение, признав рисунок этюдом к картине "Голубой мальчик". Проданный на аукционе "Сотбис" этот "этюд Гейнсборо" принес Хебборну еще большую сумму, чем он выручил за две первые работы.

 469022@2x.jpg

Затем Хебборн пишет еще несколько пейзажей, стилизованных в том же духе. Эрик виртуозно овладел манерой письма Гейнсборо. Пейзажи он предложил купить известному коллекционеру, но посоветовал перед принятием решения показать их экспертам, чтобы не сомневаться в авторстве Гейнсборо. Тот внял совету и показал картины двум известным экспертам: Брайану Сенету, работавшему в фирме "Кристи", и Тони Кларку из музея в Миннеаполисе. Оба уверенно подтвердили авторство Гейнсборо.

Дела фальсификатора шли прекрасно. Купив огромный особняк на римской площади Паганика, он открыл в нем художественную галерею, в которой выставлял изготовленные собственноручно "полотна великих мастеров". Среди экспонатов "Панинин галлериес" были картины Рубенса и Брейгеля, Мантенью и Коро...

 1994.jpg

Поток клиентов постоянно увеличивался. Со всех стран ехали торговцы антиквариатом, коллекционеры, галеристы. В числе постоянных покупателей был даже Колнаги Кэлманн, известный британский арт-дилер.

Сотни фальшивок, изготовленных Хебборном, висят не только в частных коллекциях, их приобретали даже такие музеи, как Британский и Метрополитен. Такой успех притупил бдительность Хебборна, и однажды он использовал одну и ту же бумагу для изготовления рисунков разных эпох. Фатальная ошибка привела к разоблачению.

Угроза краха

Колнаги Кэлманн предложил в 1978 г. эксперту Вашингтонской Национальной галереи Конраду Оберхуберу два рисунка: один якобы руки Савелли Сперандио, другой – Франческо дель Коссы. Но американский эксперт разоблачил подделки. Весть облетела крупнейшие мировые музеи. Обнаружилась еще одна подделанная картина дель Коссы – полотно "Юноша с копьем". Все эти произведения музеи приобретали у Колнаги, который покупал их в галерее Хебборна. Галерист не признавался, обвиняя во всем экспертов. Поскольку Колнаги боялся, что пострадает его репутация, он не желал скандала.

А вот Хебборну пришлось сделать выводы. Теперь он тщательно выбирает материалы и краски, скрупулезно соблюдает технику. Частенько для сбыта подделанных картин он использовал особый прием. Обращался к эксперту для установления подлинности работы. Сначала тот говорил, что это подделка, но после просвета полотна рентгеном обнаруживал под слоем краски еще одно изображение. После снятия реставраторами слоев краски обнаруживался настоящий шедевр. Хитрость крылась в том, что "шедевр" был написан самим Хебборном.

Легко ли обмануть экспертов

В искусстве существует понятие "провенанс". Под ним подразумевается история картины: место и дата ее написания, когда и где она выставлялась, кто из коллекционеров приобретал ее и т.п. Подтверждение авторства основывается именно на провенансе. Если все в порядке, стоимость полотна на аукционных торгах значительно увеличивается.

Несмотря на издевки Хебборна над экспертами, провести их было довольно трудно. Ведь недостаточно искусно написать подделку, нужно было придумать для нее историю создания, назвать предыдущих владельцев шедевра. К тому же последний обладатель картины должен быть жив, чтобы подтвердить легенду.

С целью создания безупречного провенанса Эрик правдами и неправдами проникал в закрытые для посторонних архивы музеев, чтобы заниматься подлогом. Почему у него получалось легко вводить в заблуждение специалистов и ценителей? Как он сам утверждал в своих откровениях, потому, что все стремятся к наживе. Покупатели картин верили солидным арт-дилерам. Те, в свою очередь, знали, что реализуют подделки. Сам Хебборн творил, судя по его высказываниям, не ради денег. Он якобы хотел доказать что эксперты некомпетентны, торговцы не отличаются честностью, а искусствоведы – умственными способностями.

 269926@2x.jpg

Все свои разоблачения он опубликовал в автобиографической книге, на основе которой телекомпанией ВВС был снят документальный фильм. В мире искусства началась паника. Ведь Эрик писал, что его работы приобретали крупнейшие музеи и галереи, самые известные коллекционеры. Хебборн утверждал, что на самом деле якобы он написал украшающее зал Британского музея полотно "Христос в терновом венце", висящую в музее Метрополитен картину "Храм Венеры и Дианы в Байе" (хотя настоящими авторами этих полотен считаются Ван Дейк и Брейгель-старший), хранящийся в Национальной галерее Дании этюд Пиранези.

Слова Эрика опровергает куратор Метрополитен. Проведенные признанными специалистами исследования подтвердили, что работы – подлинные. По мнению искусствоведов, Хебборн просто хотел на волне скандала выгодно продать свои мемуары.

Один из любовников Эрика, Грэм Смит, после публикации мемуаров удивился, что за 14 лет их совместной жизни он никогда не слышал о подделках, и назвал автобиографию фальшивкой.

Но Хебборн стоял на своем, обвиняя коллекционеров, музейщиков, арт-дилеров в сговоре с целью скрыть тот факт, что более 500 подделок хранятся в лучших коллекциях. Эрик дал обещание, что напишет еще одну книгу о том, как делать фальшивки. По мнению Хебборна, при постоянно растущем спросе на живописные полотна такой учебник будут покупать молодые художники, чтобы заработать приличные деньги. Ведь честные занятия творчеством не приносят больших доходов.

Свое обещание Эрик выполнил и опубликовал "Настольную книгу фальсификатора живописи". Данные им советы очень ценны для последователей. Например, для подделки графики он рекомендует покупать старинные книги и рисовать на имеющихся в них чистых листах. Для состаривания обычной бумаги можно использовать кофе или заваренный чай.

Трагический конец

Несмотря на попытки замять скандал, в 1984 году фальсификатор рассказал не только о своих работах, хранящихся в крупных музеях, но и назвал имена нескольких авторитетных арт-дилеров и экспертов.

Но раскаяния от него не дождались. Владелец галереи обрушился с разоблачениями на критиков и аукционные дома. Эрик написал автобиографию, назвав ее "Дорисовался: исповедь мастера подделок". По словам автора, около тысячи созданных им произведений графики эксперты с мировым именем приписали прославленным художникам. Себя он оправдывал тем, что всего лишь удовлетворял запросы рынка.

Увы, многие покупатели его подделок с ним не согласились, и требовали строго наказать обманщика, а некоторые даже жаждали его крови. И 8 января 1996 г. Эрика Хебборна обнаружили на улице. У него была проломлена голова. Через три дня знаменитый мистификатор умер.

Существует несколько версий его убийства. Первая объясняет это Хебборну местью арт-мафии, обозленной откровенными издевками. Вторая гласит, что Эрик стал жертвой фальсификаторов, пришедших в ярость от того, что раскрыл секреты мастерства. Полицейские считают происшествие несчастным случаем: якобы Хебборн, будучи в состоянии сильного опьянения, просто упал. Истина где-то рядом...

Обсуждение
Гость

Ваш комментарий

Защита от автоматических сообщений