Салманазар Джордж proafery.ru

Салманазар Джордж

1679-1763 609 0

Стоит отметить, что имя Джордж Салманазар является не настоящим. А вот реальное имя этого авантюриста до сих пор неизвестно. Учитывая, что наш герой на протяжении всей своей жизни постоянно вводил в заблуждение своих собеседников в отношении своего происхождения и проживания, то сложно различить, где правда, а где ложь. Историки лишь допускают определенные факты. Насколько они соответствуют действительности, пока не ясно.

Считается, что человек, который со временем выдал себя за Салманазара, родился где-то на юге Франции. В своих предсмертных мемуарах сам обманщик утверждал, что его семья проживала во Франции на юге. Это подтверждает его гасконский акцент, который заметили в нем многие собеседники.

Дата его рождения (1679 год) также приблизительна. Следующий год, который также мог быть датой его появления на свет – 1684. Скорее всего, юноша посещал иезуитскую школу, так как в своих рассказах он не слишком доброжелательно отзывается о ней. К тому же в своей истории этим религиозным руководителям отводится определенная роль, но которая выставляет их в самом неприглядном свете.

История его путешествия

В согласии с рассказами мистификатора, на определенном этапе своей жизни он по непонятным причинам решил покинуть родной дом. Для этого Джордж выкрал плащ, и раздобыв фальшивые документы личности, выдавал себя за ирландского пилигрима. Скорее всего, уже на то время он понял, что, выдавая себя за человека из дальних мест, можно добиться определенных привилегий в обществе.

Большинство фальсификаторов не преследовали материальную выгоду, выдавая себя за кого-то другого. Но таким образом они реализовывали свой богатый потенциал и фантазию. К тому же, это привлекало всеобщее внимание к их личности, а это определенный плюс. Особой популярности в этом деле добилась известная мнимая «принцесса Карабу», которая также создала свой язык и придумала культуру той народности, представителем которой она была известна в обществе. Хотя она жила столетием позже, многие принципы, разработанные Джорджем, были удивительно схожими с деятельностью молодой аферистки.

Наш мошенник пошел в этом деле еще дальше. Выдавая себя за ирландца, он понял, что риск разоблачения довольно высокий, так как настоящих ирландцев на то время было предостаточно. Аферист отказался от своего путешествия в Италию и непрактичной идеи выдать себя за европейца.

На то время территория Азии было известна довольно хорошо, но мало изучена. Присутствовало много домыслов в отношении людей, которые проживали на этой территории.

Новая роль

В своих мемуарах автор не называет определенных дат, поэтому порядок повествования приходится угадывать, и он может не соответствовать действительности. Одно не вызывает сомнений — после своих путешествий он появляется в Германии в 1702 году в качестве солдата голландской армии.

Все его знают как уроженца Японии, которая на то время также оставалась загадкой для многих европейцев. Наш герой всем заявляет, что европейских языков он не понимает, но свободно изъясняется на латыни. Он известен как храбрый и отважный солдат, но именно на этом этапе жизни и происходит его преображение в жителя таинственного острова Формоза.

Сам процесс появления такой затеи не известен, но существует несколько версий. Когда полк находился на Нидерландском Юге, на молодого солдата обращает внимание один капеллан, Александр Иннес, который отлично знал японский язык. Он представил ему возможность перевести некоторые отрывки, написанные на этом языке, и в обоих случаях юный аферист провалился.

Но находчивость этого самозванца породила чувство симпатии у капеллана. По наиболее распространенной легенде именно он и посоветовал ему сменить свою роль и представлять себя в качестве жителя вышеупомянутого острова. В Европе на то время о нем практически ничего не знали, хотя его территория была довольно внушительной.

Аферисту понравилась эта идея, и он посчитал ее практичной, так как в таком случае он мог задействовать всю свою богатую фантазию. Он смог создать отдельный мир, который мало что имел общего с реальным Тайванем. Но никто не мог этого проверить.

5258.jpg

По прибытии в Англию юный мошенник меняет свое имя благодаря обряду крещения, который выполняет все тот же Александр Иннес, но уже как уроженца экзотического острова. Именно с этого времени самозванец и известен под своим новым вымышленным именем, которое было дано ему в честь библейского персонажа, ассирийского царя Салманасара. Именно священнослужитель представляет обманщика широкой публике в Англии, благодаря чему на него было обращено большое внимание.

Вполне естественно, что, выдавая себя за уроженца такого экзотического острова, юному мошеннику пришлось рассказывать множество интересных деталей, которые могли бы без подготовки показать его некомпетентность. Поэтому необходимо было продумать культуру местного населения, языки и принципы поведения.

Здесь не должно было возникнуть сложностей, как в ситуации, когда он выдавал себя за ирландца. Тогда нужно было придерживаться всем известного образа поведения таких людей. В данной ситуации ему предоставлялась полная свобода действий, и он мог сам создать нужную народность и культуру. Дело было несколько сложным, но при наличии нужного воображения для Джорджа особой сложности оно не представляло. Современники этого человека вспоминают, что довольно сложно было ему не поверить, так как он рассказывал о своей народности с таким упоением, как будто действительно был коренным жителем этого острова.

Детали жизни на острове

Изображая свою жизнь, сам рассказчик придерживался принципа, что все истории должны быть как можно более неправдоподобными и нелепыми. В такую фантазию и обман слушатели верят с большим желанием. В частичную правду люди верить особо не хотят, и она их не привлекает. Этого правила он придерживался на протяжении всей своей жизни.

article_58535b56cc59b (1).jpg

Аферист был отличным психологом, так как на то время все экзотическое пользовалось немалой популярностью, и люди с охотой слушали такие рассказы. Мало кто желал опровергнуть такие детали, так как Восток представлялся жителя Англии и всей Европы загадочным и таинственным. На это и сделал ставку наш герой. Такой подход успешно сработал. Сам аферист черпал идеи, изучая рассказы Геродота и Марко Поло. Данная информация давала массу интересного.

otago068599.jpg

Принимая во внимание все рассказанное, у слушателей сложилось следующее впечатление о жителях этого экзотического, на то время острова. Они в большинстве случаев употребляли в пищу сырое мясо, хотя можно было свободно приготовить его на огне. В пищу всегда добавлялось огромное количество самых разных специй, которые, по рассказам афериста, росли здесь в большом количестве.

Спал он на стуле, что на начальном этапе было принято с удивлением. Но затем многие привыкли к тому, что сам рассказчик спал сидя, как он привык на своем острове. Все мужчины на острове не любят одежду и не знают, что это. Свои интимные части тела они прикрывают золотой тарелочкой. Женщины, наоборот, очень стеснительны и всегда закутаны в ткань, несмотря на то что температура на острове довольно высокая.

Также здесь любят верховую езду, но для этого используются не только лошади, которых здесь очень много. Одинаково популярны и верблюды, уважаемые за выносливость и неприхотливость. Слушателей всегда интересовало, как там функционируют семьи. Здесь Джордж пошел по проверенному пути, что все туземцы – это многоженцы. Такой образ нашел понимание у слушателей. Иной версии и не предлагалось.

Количество жен ограничивалось лишь материальными возможностями самого мужчины. Необходимо было учитывать, что их надо прокормить и одеть, пусть и не так шикарно, как в Англии. Так как там отсутствует цивилизация, то вполне логично, что меры наказания довольно жесткие и нечеловеческие. Здесь Джордж тоже угадал, так как слушателям понравилась версия о том, что преступников вешают вверх ногами. Их в основном используют в дальнейшем в качестве мишени для стрел, поэтому своей смертью они не умирают.

Всех также интересовало, как карается измена мужу. Здесь наш аферист оказался тоже весьма изобретательным. Оказывается, туземец может съесть свою жену, если она изменила ему, и тому существуют доказательства. Впрочем, особых доказательств в таком случае, по заверению рассказчика, не требовалось. Достаточно было того, что сам муж был уверен в этом.

zhertvoprinoshenija-dinastii-Shan.jpg

Слушателей интересовала также ситуация с религиозными верованиями местных жителей. Здесь Джордж решил скопировать систему жертвоприношений у индейцев, несколько приукрасив ее и добавив красочных деталей. Ситуация выглядела так, что туземцы ежегодно приносят в жертву местному божеству пару десятков тысяч своих детей. У них предварительно вырезают сердца, которые затем сжигаются на специальном алтаре. Все, как у индейцев, о чем жители Англии знали по рассказам Кортеса. Не сложно представить, с каким завораживающим видом это рассказывал Салманазар и как увлеченно слушали его ужасные истории о туземцах присутствующие.

Он добавил шокирующие подробности о том, как местные жрецы специальным образом расчленяют тела детей и затем предаются каннибализму. Это вызывало шок у слушателей. Летоисчисление местных жителей несколько отличается. В году у них не 12, а 10 месяцев.         

Путь на материк

2-1.jpg

Когда Джорджа спрашивали, как он попал в Европу, то здесь особая роль была отведена его излюбленным врагам­ – иезуитам. Именно они были всему виной, так как выкрали его в юном возрасте и пробовали насильно посвятить в католицизм. Так как в основном все слушатели были протестанты, то и эта наживка срабатывала отлично. К нему проникались сочувствием и жалостью.

Благодаря тому что Иннес представил Салманазара аристократическому обществу, его популярность росла очень быстро, хотя, естественно, встречались и недоброжелатели, которые отказывались верить в эту ерунду. Но таких трезвомыслящих людей было не так много. Другим хотелось развлечений, и они с упоением слушали эти истории.

Выступление и трения

8470-lec42-1536x865.jpg

Аферист привлек к себе внимание даже такой высокопоставленный особы, как королева Анна, что весьма польстило нашему рассказчику. Но дальше им заинтересовались ученые люди, которые хотели больше знать о жизни туземцев и поэтому пригласили его с выступлениями в Оксфордский университет. Также ему предложили перевести на местный язык религиозную литературу.

Возможно, кого-то такое задание и смутило бы, но только не нашего самозванца, который слишком уверовал в свою незыблемость, что казалось правдой. Каждая лекция обрастала все большим количеством подробностей, благо, их некому было проверить. Но сам рассказчик с таким упоением поведал о своей жизни на острове, что это вызывало всеобщее восхищение.

Его история также была выпущена в виде книги, что посоветовали ему друзья. Она переиздавалась два раза — в 1705 году и 1716 г. В первом случае на французский язык, а во втором — на немецкий.

Разумные сомнения

Вполне естественно, что существовали лица, которые с недоверием относились к рассказам этого смельчака. К примеру, один из религиозных деятелей вызвал его на диспут, где активно обсуждался цвет кожи афериста. По представлению церкви, которая основывалась на показаниях одного из своих служителей, путешествовавших по восточным странам, там обитает темнокожее население, особенно на островах, где солнечные лучи в изобилии.

Здесь стоит отметить, что на то время не было единого мнения о том, как появляется темный цвет кожи. Является ли это наследием либо темнокожими становятся в результате постоянного воздействия солнца? Наш аферист воспользовался этим пробелом в науке, когда его обвинили в обмане, указывая на белый цвет кожи, в то время как у туземцев он темный.

Салманазар нашел потрясающий ответ, на что противнику нечего было ответить. Он сообщил, что на острове только у простолюдинов кожа темного цвета, так как они постоянно находятся на солнце. А вот лица более знатного происхождения живут иначе. Они не строят свои дома под солнцем. В основном, знать использует подземные строения, где прохладно и солнце не так печет.

В современном мире такой ответ показался бы нелепым, так как ученые знают, что такое ДНК и как действует наследственность. На то время все поверили аферисту, который убедительно отстаивал эту точку зрения. Но здесь вмешалась свита иезуита, которая желала представить дополнительные аргументы. Мошенник уклонился от диспута, мотивируя это тем, что он не может спокойно относиться к представителям этой религии, которые повинны к его краже с острова. На том все и успокоилось.

Следующим опасным оппонентом был астроном Галлей. Он задал простой вопрос, который основывался на том, что в полдень солнце должно было находиться в зените над самой головой. Поэтому он спросил, видно ли сквозь трубы дома солнце в полдень. Ответ был кратким — нет, подобного не бывает. Это был, конечно, прокол со стороны самозванца, так как остров находится в тропических широтах. Но Салманазар вовремя спохватился и добавил, что все трубы на острове скручены вниз, чтобы в них не попадал дождь. И по этой причине солнца не видно в полдень. На этот раз, кажется, ему тоже поверили, и мошенник с облегчением вздохнул.

Саморазоблачение

Наш герой был неглупым человеком и замечал, что сомнений становится все больше. Поэтому он начал понимать, что, скоро его, авантюра все же может быть раскрыта. Поэтому он решил предупредить ситуацию. Прежде всего, он открыл правду своим близким знакомым, если их можно так назвать.

Затем он выпустил анонимную статью о Формоза, где прямо сообщил, что книга Салманазара является фальшивкой и сам автор там никогда не был. Мошенник также сообщил, что скоро вся правда всплывет наружу и ее можно будет узнать из автобиографической книги Салманазар.

afera_17.jpg

В скором времени сам аферист умер и через год после его смерти книга действительно вышла. В ней автор прямо признался, что все рассказы об экзотическом острове являются выдумкой и фальшью. Джордж умер в 1763 году, но никто так и не узнал, как же его звали в действительности. Все же можно с уверенностью сказать, что его афера является удивительной, так как ее ложность была доказан лишь самим автором, которому просто надоела двойная жизнь.

Обсуждение
Гость

Ваш комментарий

Защита от автоматических сообщений