Рубрики

Люди начали играть в карты и кости очень давно. Задолго до момента, когда появилась бумага. Ни с чем несравнимая атмосфера игры, мошенничество и хитрость, возможность испытать свою удачу, выиграть состояние или пощекотать нервы проигрышем делает азартные игры опасными и в то же время невероятно привлекательными. Неудивительно, что за века существования карточные игры стали разнообразными, сложными и интересными, сравнились по обилию сценариев с шахматами и, более того, открыли простор для работы интеллекта и позволили каждому проверить свою интуицию и везение. 

О чём эта рубрика?

В рубрике «Игротека» на информационно-аналитическом портале Proafery Ru мы рассказываем об истории азартных игр и о том, какой ущерб этот порок наносит жизни зависимых от игры людей и их близких. Читатели познакомятся с самыми популярными аферами в этой области в России и за рубежом, с биографиями великих шулеров и воротил игорной индустрии.

Великий карточный путь

Карты пришли в Европу с Востока, из Китая и Индии, скорее всего, не без помощи цыган. Вечно преследуемый властями кочевой народ как губка впитывал в свою культуру различные инструменты обмана и прохиндейства, помогающие выжить в неблагоприятном окружении. В странах арабского мира карты не имели очеловеченных изображений, так как ислам запрещает рисовать лица людей. Но после прихода карт в Европу они получили понятное и аристократам, и простолюдинам социальное отражение: в колоде имелись:

  • два Джокера, олицетворяющие промысел Божий;
  • четыре туза – высшие покровители мастей (народов);
  • августейшие пары, которые ассоциировались с героями древности и античными богинями;
  • валеты – то есть вассалы-дворяне.

Все остальные карты лиц не имели. Подразумевалось, что это холопы, которые выполняют поручения «картинок». Колода из 54 карт используется в большинстве карточных игр до сих пор, она же в эмулированной форме применяется и в интернет-казино, ставших в начале XXI века одним из самых опасных видов интеллектуального мошенничества во всемирной паутине. 

Золотое время шулеров 

Но примерно 800 лет про мошенничество интернет-казино простодушные европейцы, а затем и американцы ничего не знали и предпочитали обманывать друг друга с помощью нехитрых и изощренных шулерских приемов. Их можно условно разделить на две категории. Первая – это ловкость рук, благодаря которой нечестный игрок либо заранее создавал в колоде выгодную комбинацию карт, либо подменял на руках одну или несколько карт, незаметно доставая их из рукава или иного укромного места. 

Другой вид аферы при игре, не отменявший, впрочем, первый, заключался в использовании крапа – особых пометок, которые наносились на те или иные карты в процессе игры. Правда, в респектабельных заведениях на каждую новую сдачу предполагалось распечатывать свежую колоду. Гениальный мошенник Бьянко в середине XIX века учинил грандиозную аферу. Он закупил на фабрике партию карточных колод, собственноручно нанёс понятные лишь ему знаки на все карты, затем запечатал их и отправил в тогдашний центр азарта – на Кубу. Там крапленые колоды были благополучно проданы в игорные дома. А через несколько месяцев в Гавану прибыл и сам автор замечательного «стартапа». О том, чем все это закончилось, вы можете прочитать в материале Бьянко и Лафоркад в рубрике «Великие аферисты». 

Как власти боролись с обманом 

Религиозные и светские власти всегда с большим подозрением относились к азартным игрокам и содержателям игорных заведений, справедливо считая эти злачные места средоточием обмана и корысти. Царь Алексей Михайлович даже рвал за игру в карты ноздри и ссылал в Сибирь. Правда, его великий потомок Пётр Алексевич смягчил нравы, просто обложив игорные дома высоким налогом. 

Так же обстояло и в других странах – мошенничество казино и его клиентов оставалось внутренним делом заведения, государство вмешивалось лишь в совсем вопиющих случаях, как, например, в истории с американским гангстером по прозвищу Мыльный Смит, опутавшим сетью игровых салунов штат Колорадо. Губернатор штата был вынужден вести со Смитом настоящую войну. В конце концов, он уехал на Аляску в надежде организовать мошенничество в казино там, но был застрелен золотоискателями, которые обоснованно заподозрили молодчиков Смита в нечестной игре.

Из романа Марио Пьюзо «Крестный отец» всем известно, что азартная индустрия в Лас-Вегасе была организована после второй мировой войны на деньги итальянской мафии.

Интернет казино – мошенничество нового поколения 

Всё коренным образом поменялось на рубеже XX и XXI столетий вместе со стремительным развитием всемирной паутины. До сих пор власти и картёжники находились в состоянии неустойчивого равновесия. Казино платили огромные налоги, но основанные на теории вероятностей доходы позволяли им всё равно оставаться в плюсе. Власти худо-бедно контролировали игровое оборудование и не давали обманывать игроков. 

Выход азартных игр в неконтролируемый в то время интернет создал принципиально новую проблему. Если раньше основной ущерб игрокам несли шулеры и нечестные крупье, то теперь мошенничество онлайн казино стало само собой разумеющимся. 

В России эту проблему так и не решили, поэтому предпочли бороться с мошенничеством в онлайн играх старыми дедовскими методами – блокировкой интернет-ресурсов по линии Роскомнадзора. Работает это, увы, плохо. Во-первых, даже после блокировки любой желающий может зайти на запрещенный сайт через анонимайзер. Во-вторых, несмотря на полицейские рейды, в разных городах упорно появляются полуподпольные игровые клубы, замаскированные под конторы по приёму ставок на спорт и клубы форекс-трейдеров и криптовалютчиков. 

В России понятия онлайн-игры, обман на деньги, афера и мошенничество по-прежнему остаются синонимами, хотя острота проблемы по сравнению с началом «нулевых», конечно, снизилась. Сказалось общее снижение доходов населения, профилактика игромании, запрет легальных казино. Но проблема далеко не решена полностью, и эксперты информационно-аналитического портала Проаферы Ру внимательно следят за тенденциями в сфере нелегальных азартных игр.